Интернет-аукцион как торговый и информационный посредник.
Жесткая
конкуренция в современном торговом обороте заставляет предпринимателей искать
все новые способы повышения эффективности своего бизнеса. Это становится
возможным благодаря совершенствованию организационной (внутренней) структуры компании,
использования технических новшеств, применения новых или модернизации уже
известных моделей отношений с клиентами. Соединение этих методов зачастую
приводит к появлению весьма своеобразных бизнес-моделей. К их числу, видимо,
стоит отнести и интернет-аукционы.
Складывающаяся
в сети Интернет практика относит к интернет-аукционам организации, которые
1.
размещают на своих
страничках в Интернете поступающую к ним информацию о намерении продать товары,
2.
организуют доступ
остальных пользователей сети к этой информации и
3.
определяют (на
заранее установленных условиях) лицо, предлагающее наивысшую цену за указанный
товар с целью последующего заключения сделки между лицом, разместившим заявку,
и предложившим наивысшую цену.
Таким
образом, аукцион в Интернете это не столько способ заключения договора (из чего
исходит ст.447 ГК РФ), сколько субъект, занимающийся (на постоянной основе) деятельностью
по сведению контрагентов для заключения между ними сделки по наивысшей цене.
Деятельность этих субъектов и будет предметом настоящего исследования.
Как
действуют интернет-аукционы? Сначала некая организация, намеревающаяся создать
свой аукцион, размещает на сервере в сети странички с информацией о приеме
заявок на покупку или продажу товаров и правила приема заявок, их размещения и
проведения аукциона. Правила эти могут быть очень короткими, описывающими
только последовательность действий, необходимых для участия в аукционе (как в www.greatdomains.ru), либо довольно подробными, содержащими основные права и
обязанности сторон при работе с интернет-аукционом (molotok.ru). Пользователь,
руководствуясь этими правилами, посылает заявку на продажу товара, которая
автоматически размещается на страничках интернет-аукциона. Само размещение, как
правило, происходит бесплатно, однако за плату можно, например, выделить заявку
более ярким шрифтом либо поместить в раздел аукциона "Рекомендуемые
лоты", тем самым повысив шансы успешно продать товар.
К
размещенным заявкам организуется доступ на сервере интернет-аукциона. Они
определенным образом систематизируются, предоставляется возможность поиска
необходимых лотов по тем или иным критериям. Для каждого размещенного лота
указывается информация о товаре, начальная цена и все сделанные предложения, а также
срок, который остался до конца аукциона. Пользователю предоставляется
возможность тут же предложить свою цену. Иногда также указывается цена,
предложив которую, можно выиграть аукцион еще до истечения его срока
("блиц-цена").
Информация о лице, предложившем наивысшую цену к моменту закрытия аукциона, направляется лицу, разместившему заявку. Такая же информация посылается и другой стороне. Предполагается, что они договариваются о месте и времени передачи товара и оплаты. По совершении сделки стороны могут написать отзыв о своем контрагенте.
Для
того, чтобы разместить заявку на продажу и, как правило, для участия в аукционе,
необходимо зарегистрироваться, указав определенную персональную информацию.
Впоследствии на каждого участника аукциона накапливается информация о
совершенных им сделках – путем суммирования полученных от его контрагентов
отзывов и присвоения ему на их основе того или иного рейтинга. В зависимости от
рейтинга участник приобретает (или теряет) некоторые дополнительные права,
связанные с участием в аукционах. Также в некоторых интернет-аукционах
создаются клубы постоянных участников, членство в которых является платным, но
позволяет получить некоторые дополнительные привилегии.
Деятельность
интернет-аукционов, таким образом, носит посреднический характер, однако посредничество здесь двоякое – торговое и
информационное.
Посредничество
торговое – традиционная сфера предпринимательской деятельности. В широком
смысле слова, торговое посредничество – это любая деятельность, направленная на
организацию товарных потоков между производителями и конечными потребителями. В
узком смысле (иногда это называют "торговым представительством"[1])
– это "совершение торговых действий за чужой счет и на чужое имя"[2].
Гражданское и торговое право знают самые разнообразные формы торгового
представительства.
В
современном гражданском праве осуществление представительства возможно в рамках
трех договорных конструкций: договоров поручения и комиссии, агентского договора.
Эти договоры опосредуют отношения по заключению сделок в чужих интересах и за чужой
счет. В рамках агентского договора возможно также предусмотреть совершение агентом
и фактических действий; это сближает данный договор с еще одной возможной моделью
торгового посредничества – договором возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК). В
последнем случае посредник сам не совершает сделок или иных юридических
действий, а только способствует
заключению сделки между представляемым и иными лицами, получая вознаграждение
за свои действия в твердой сумме либо в виде процентов от суммы сделки.
В
дореволюционном гражданском и торговом праве выделялся довольно обширный круг
субъектов, занимавшихся торговым представительством: распорядитель, приказчик,
коммивояжер, агент и агентура, маклер[3].
Особый интерес с точки зрения настоящего исследования представляет понятие о
маклерах и агентах.
Г.Ф.
Шершеневич так определяет положение агента: "Агент выступает как совершенно
частное лицо, занимающееся посредничеством в виде промысла. Агент является
посредником при заключении сделок, которых сам лично не совершает. Его роль
сводится к тому, чтобы найти и привлечь лиц, желающих вступить в известную
сделку с предпринимателем, которому он, агент, служит"[4].
В
отличие от агента, "маклер содействует обоим контрагентам, а не служит
одному из них. <…> Имея своей задачей
посредничество при заключении торгующими юридических сделок, деятельность
маклеров носит чисто фактический характер: они сами сделок не заключают, но
способствуют их заключению сближением контрагентов"[5].
"Такому посредничеству может предаваться всякий, и если подобная
деятельность совершается в виде промысла, она будет торговою. Признак
промыслового отправления такой деятельности, признак готовности обнаружить свою
посредничествующую деятельность для всех и каждого – устройство заведения
(справочной, комиссионерской конторы, агентуры) с вывеской. Маклерство
предлагается (всем и каждому) или только для одной категории сделок … или же
для некоторых категорий сделок, более или менее однородных"[6].
Можно
заметить, что многие элементы той, дореволюционной, модели торгового посредничества
находят свое отражение в современном гражданском праве и торговом обороте. Что
особенно важно, во многом именно по этой модели строится деятельность интернет-аукциона
как торгового посредника.
Развитие
посредничества информационного, напротив, относится к сравнительно недавнему
времени. Этому способствовало появление средств массовой информации, начало
глобализации мировой экономики и формирование финансовых рынков. С этого момента
информация приобретает самостоятельную коммерческую ценность, становится
объектом имущественных отношений. Появляются организации, основной и
единственной сферой деятельности которых является сбор, накопление и
предоставление информации. Формируются и правовые основы этой деятельности:
законодательство о средствах массовой информации, о рекламе, об
интеллектуальной собственности; решаются некоторые технические вопросы
(законодательство о связи и информатизации).
С
этого времени начинает развитие информационное посредничество в собственном
смысле слова, когда лицо не само распространяет свою информацию, а поручает это
третьим лицам – информационным посредникам-профессионалам. Ставшие уже привычными
реклама, частные объявления в газетах и иных СМИ, пресс-релизы, отчеты о деятельности
– вот наиболее типичные примеры информационного посредничества.
Вполне
логично, что посредничество торговое и посредничество информационное в
большинстве случаев тесно взаимосвязаны. Причем в зависимости от того, какая
составляющая – торговая или информационная – преобладает, возможны два варианта
такого взаимодействия.
Классический
пример для первого варианта опять же можно найти в дореволюционной литературе
по торговому праву. Например, П.П. Цитович так описывает сущность деятельности агента: "По-видимому, подлинное
назначение агентов – собирать предложения (оферты) от лиц, желающих заключить
договор с хозяином агента. Предложенного договора агент не составляет; он лишь
передает предложение хозяину, и затем, когда предложение принято или отклонено
последним, извещает об этом сделавшего предложение: не через него, а лишь при
его посредстве происходит заключение договора. Но это посредство – одно
извещение: извещается хозяин, а затем извещается стороннее лицо, – агент действует как орган ведома, но не воли
(курсив мой. – Н.Д.)"[7].
Деятельность агента, таким образом, направлена на заключение конкретных сделок
конкретным лицом (его хозяином), достигает же он этой цели путем сбора и передачи
информации.
Во
втором случае типичный пример – реклама. Цель деятельности рекламораспространителя
– довести рекламную информацию до возможных партнеров рекламодателя.
Возможность заключения в последующем сделок с рекламодателем отступает на
второй план; рекламораспространителю и платят не за заключенные сделки, а за
размещенную информацию.
Появление
интерактивных систем с обратной связью в реальном времени перевело
взаимодействие торгового и информационного посредничества на новый уровень.
Предоставленная информация о товаре в такой системе (1) является рекламой[8],
(2) представляет собой публичную оферту (п.2 ст.437 ГК) и (3) сочетается с
возможностью немедленного акцепта (т.е. заключения сделки). Таким образом, деятельность посредника заключается в
передаче информации неопределенному кругу лиц, но цель этой деятельности – в совершении посредником или при его
непосредственном участии конкретной сделки (сделок) между клиентом и найденными
посредником партнерами. То есть посредничество
торговое в этом случае осуществляется путем посредничества информационного.
В
сети Интернет существует как минимум две модели подобной деятельности. Первая –
корпоративные торговые площадки[9].
Их отношения с клиентами строятся по типу агентского договора[10]
(по модели договора поручения). Конструкция агентского договора при этом
охватывает как фактические действия посредника (по размещению и сортировке
информации), так и юридические (по заключению сделок в системе).
Отличия
от обычного коммерческого представительства (ст.184 ГК) здесь минимальны:
–
сделка заключается не
напрямую с представителем, а с использованием предоставляемых последним
технических средств, фиксирующих волеизъявление лица (акцепт);
–
не оформляется
специальное полномочие – условие о представительстве включается в типовой
договор о пользовании услугами системы.
В
отличие от корпоративных торговых площадок, интернет-аукционы не используют
конструкции договоров комиссии и поручения, предусмотренные ГК, построив свою
деятельность на более оригинальной модели.
Во-первых,
сам интернет-аукцион не совершает сделок купли-продажи с покупателями:
возможность непосредственного заключения сделки в системе аукциона (в отличие
от корпоративных торговых площадок) не предусмотрена. Покупатель может лишь
предложить цену в рамках, указанных продавцом, и если она оказывается наивысшей
из предложенных, аукцион посылает обеим сторонам уведомление с предложением
заключить сделку. Здесь нельзя, следовательно, говорить о том, что аукцион
является поверенным, комиссионером или агентом продавца (статьи 971, 990, 1005
ГК), так как он лишь передает чужую волю, оказывает фактические услуги по сведению контрагентов. В этом плане деятельность
аукциона близка по сути к описанной выше деятельности агентов и маклеров в
дореволюционном праве.
Однако здесь возникает интересная проблема. Продавец, подавая заявку, указывает в ней все существенные условия будущей сделки, в том числе определяет приемлемый диапазон цены сделки, тем самым выражая свое желание заключить договор на этих условиях. Его возможный контрагент, называя свою цену, выражает встречное желание заключить сделку на предложенных условиях. После окончания срока аукциона стороны в переписке согласовывают способ и место исполнения договора. С какого же момента договор купли-продажи считается заключенным?
Безусловно,
размещенную на страницах интернет-аукциона информацию о намерении продать товар
можно рассматривать как публичную оферту (ст.437 ГК). Предложение цены за товар
будет являться акцептом. Но этот акцепт не порождает договора до истечения
срока аукциона (кроме случаев, когда предлагается т.н. "блиц-цена"),
хотя и связывает пославшее его лицо. Это можно связать еще и с тем фактом, что
полная информация о контрагенте высылается только после окончания аукциона –
только тогда лицо, сделавшее оферту, получает
акцепт (ст.433 ГК).
К
этому моменту лицо, разместившее объявление, связано своей офертой (ст.435 ГК),
лицо, назвавшее наивысшую цену, – своим акцептом (ст.438 ГК). Но обязательство
между сторонами еще не приобрело характер исполнимой сделки, хотя бы потому,
что стороны обычно указывают лишь адрес почтового ящика и (в лучшем случае)
номер телефона. Место жительства (нахождения), платежные реквизиты и иные
важные для исполнения сведения, даже если они и сообщаются, не верифицируемы.
Сторону нельзя понудить к исполнению данного обязательства, так как ее просто
нельзя идентифицировать.
Но
обязательство, тем не менее, возникло. Выражая свое согласие в оферте и акцепте,
стороны обязались согласовать и остальные необходимые условия, а стало быть,
имеет место договор с открытыми условиями ("рамочный"). Только с
момента согласования этих условий сделка становится полноценной. До этого
времени она носит характер pacta
nuda.
Рассмотренная
выше проблема наглядно демонстрирует тот факт, что в посреднической
деятельности интернет-аукционов преобладает информационная составляющая.
Преимущественной целью аукциона является доведение информации до потенциальных
контрагентов и сведение контрагентов между собой. Вопрос о заключении договора
купли-продажи и согласовании его необходимых положений оставляется на
усмотрение сторон и решается без какого-либо участия самого аукциона. Этим,
кстати, предопределяется то обстоятельство, что отношения интернет-аукционов с
клиентами оформляются не привычным в посреднической деятельности договором на
оказание юридических услуг, а договором на оказание услуг фактических, ибо и
представительства юридического здесь нет, есть только фактическое
посредничество.
Второй серьезной особенностью интернет-аукционов является то обстоятельство, что размещение объявлений и использование системы аукциона для покупки товаров пользователями не оплачивается. Интернет-аукцион получает доход от оказания дополнительных платных услуг по продвижению товаров и от показа рекламы на своих страницах.
Это
абсолютно нехарактерно для торгово-посреднической деятельности. Агенты, маклеры
и т.п. посредники всегда работали либо за твердо определенную сумму, либо за
процент от совершенных с их помощью сделок.
Все конструкции ГК – поручение, комиссия, агентура, возмездное оказание
услуг – строго возмездные. Означает ли это, что в случае с интернет-аукционом
мы имеем дело с новым договором, не предусмотренным ГК (sui generis), – договором безвозмездного
оказания услуг?
Видимо,
нет: интернет-аукцион – не благотворительная организация. Он получает доход от
своей основной деятельности – услуг по размещению и показу объявлений о продаже
товаров – пусть даже и получает он этот доход в опосредованной форме.
Во-первых,
пользователи оплачивают дополнительные услуги (по выделению объявлений). В
стоимости дополнительных услуг учитываются (и за счет этого частично покрываются)
затраты на "бесплатные" услуги. В данном случае отношения
интернет-аукциона с пользователями строятся по классической модели возмездного
оказания услуг, где значение имеет общая сумма контракта, а не плата по
отдельным видам услуг.
Во-вторых,
аукцион получает доход от показа рекламы, встроенной в страницы с объявлениями:
она принудительно демонстрируется всем, кто желает объявления посмотреть. Если
бы не было объявлений, не было бы и дохода от рекламы. Стало быть, аукцион получает
от пользователей некоторое благо – "пользовательское время" – в обмен
на свои услуги. Это и образует встречное предоставление, элемент возмездности в
договоре. Договор становится обоюдовыгодным, и может рассматриваться как
договор возмездного оказания услуг,
пусть и со скрытой возмездностью.
Надо
заметить, что возможность подобной схемы обусловлена двумя важными факторами,
отсутствовавшими в традиционном торговом посредничестве. Во-первых, содержание
интернет-аукциона обходится сравнительно дешево в силу его виртуального характера:
не требуется затрат на аренду, численность сотрудников (а следовательно, и
объем заработной платы) невелика, практически отсутствуют трансакционные
издержки. Во-вторых, интернет-аукцион может работать с очень большим количеством
клиентов, так как его деятельность автоматизирована и заключается
преимущественно в предоставлении информации. Скромные затраты при большом числе
клиентов позволяют получать прибыль даже при минимальном доходе от каждого из
клиентов.
Еще
одной чертой, отличающей интернет-аукционы от других форм посреднической
деятельности в Интернете, в частности, от корпоративных торговых площадок,
является то, что клиенты аукциона могут пользоваться его услугами для
удовлетворения личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Осуществление посредничества в качестве промысла между непрофессиональными участниками гражданского оборота является
вполне традиционным (комиссионные магазины, например). Однако то, что деятельность
интернет-аукционов связана с посредничеством информационным и осуществляется в
сети Интернет, влечет некоторые проблемы в применении норм о гарантиях прав и ответственности
сторон.
Деятельность
интернет-аукциона связана с предоставлением информации о товарах. Однако эта
информация может не подпадать под понятие рекламы[11],
а стало быть, здесь неприменимы такие понятия Закона о рекламе, как
недобросовестная, недостоверная, неэтичная реклама. Ответственность же за
предоставление недобросовестной, недостоверной, неэтичной информации нерекламного
характера в нашем законодательстве, к сожалению, не предусмотрена; прежде
всего, не решен вопрос о распределении ответственности между лицом,
предоставившим такого рода информацию, и информационным посредником[12].
Кроме
того, поскольку интернет-аукцион вступает в отношения с гражданами, на эти
отношения будут распространяться нормы законодательства о защите прав
потребителей. Следовательно, интернет-аукционы должны соблюдать все требования
Закона о защите прав потребителей[13],
в частности, статей 8-10 (предоставление информации об исполнителе и услугах),
и учитывать положения об ответственности за нарушение законодательства о защите
прав потребителей (статьи 12-17, 28-29 Закона о защите прав потребителей).
Говоря
об особенностях интернет-аукционов в целом, нужно заметить, что особенности эти
зачастую вызывают определенные сложности в применении традиционных конструкций
и гарантий гражданского права. Слабый контроль за заключением сторонами сделки
и фактическая анонимность участников в условиях отсутствия формальной фиксации
условий сделки делают практически невозможным принудительное исполнение данного
обязательства. Сочетание в деятельности интернет-аукционов посредничества
торгового с посредничеством информационным заставляет искать возможность применения
норм об ответственности за недоброкачественную информацию или за
злоупотребления при предоставлении информации на универсальной основе, а не
только в случаях, когда данная информация является рекламной. Требуют
проработки и гарантии прав граждан-потребителей при использовании ими услуг
интернет-аукционов.
Однако
хотелось бы еще раз подчеркнуть, что интернет-аукционы не являются чем-то
совершенно новым. Они существуют в рамках общей традиции торгового посредничества,
соединенного с посредничеством информационным, ассимилируя и выводя на новый
уровень давно известные институты торгового и гражданского права.
Следовательно, нет необходимости создавать новые, оригинальные массивы норм,
регулирующих эти отношения. Достаточно будет, ориентируясь на последние
достижения в науке и практике, идти по пути дальнейшего совершенствования и
развития существующих законодательных положений.
Н.А.
Дмитрик,
dmitic@mail.ru
[1] В данной работе "торговое представительство" и "торговое посредничество", если не оговорено иное, употребляются как равнозначные понятия.
[2] Цит.по: Цитович П.П., "Очерк основных понятий торгового права". М., "Юринфор", 2001. Стр. 109.
[3] Указ.соч., стр. 109.
[4] Цит.по: Шершеневич Г.Ф. "Курс торгового права". М., "Спарк", 1994. Стр.103-104.
[5] Указ. соч., стр. 99-100.
[6] Цит. по: Цитович П.П., указ.соч., стр. 123.
[7] Указ.соч., стр. 122.
[8] Ст. 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе"//РГ от 25.07.1995 (далее – Закон о рекламе)
[9] Подробнее об их деятельности см. обзор на regner.narod.ru/law/1.htm.
[10] На практике отношения называются "членскими": "пользователь присоединяется к системе и пользуется ее услугами".
[11] Подробнее об этом см.: Горячева Ю.Ю. "Разграничение рекламы и информации нерекламного характера"//"Законодательство", 2000, №5, стр. 8.
[12] О некоторых аспектах данной проблемы см.: Наумов В. "Проблема ответственности информационных провайдеров"// http://www.russianlaw.net/law/doc/a_list.htm
[13] Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях"// СЗ РФ, 1996, №3, ст.140. (далее – Закон о защите прав потребителей).